ГлавнаяВоспитательная работаИнформация о психолого-педагогической и социальной помощи

Информация о психолого-педагогической и социальной помощи

Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
  • Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников (PDF; 250.13 Кб )
    В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Принципы психолого-педагогического консультирования включают этические, стратегические и тактические. Психологическое консультирование в условиях детского сада представляет собой «систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера». В условиях ДОУ психологическое воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов. Психолого-педагогическое консультирование направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии – задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции. В отличие от других видов психологического консультирования, предметом психолого-педагогического консультирования являются динамика и содержание психического развития ребенка на каждой возрастной стадии развития, т.е индивидуальные особенности возрастного развития. В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Принципы психолого-педагогического консультирования включают этические, стратегические и тактические. Важнейшими этическими принципами являются: • принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности; • принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации; • принцип компетентности и ответственности консультанта. Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития составляют: • принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой); • принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий. Тактические принципы психологического консультирования включают: • принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией; • принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер; • принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками; • принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка; • принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно – развивающих мероприятий и их реализации. Психолого – педагогическое консультирование проходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач: этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных); этап комплексного психологического обследования; аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций); этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследование до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы); этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий. В приказе 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога» от 12.11.2010 одной из приоритетных задач педагога-психолога ДОУ является выявление и преодоление отклонений и проблем дошкольника. В настоящее время выделяются следующие трудности, характерные для ДОУ: 1. Ухудшение здоровья детей: изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка. 2. Неготовность детей к поступлению в детский сад. 3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада. 4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку. • некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей; • ослабление духовных связей между родителями и детьми, кризисное состояние семейных отношений; • отторжение детей из семьи, ведущее к «социальному сиротству» и росту бродяжничества. 5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения: • отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности; • недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения; • педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей; • усложнение образовательных программ без учета возможностей детей. 6. Низкая квалификация педагогических кадров: недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно оказывать необходимую помощь детям и их родителям в полном объеме; 7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком. Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально – психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникших у детей (Венгер А.Л. 2001). Выделяют: Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.); Поведенческие проблемы ( неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.); Эмоциональные и личностные проблемы ( сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.); Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.) Неврологические проблемы (тики,повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.) Целью психологического консультирования является оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетенции педагога – психолога ДОУ. Обязательно: Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно – образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка. Психолог должен проводить групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.( по1 групповой консультации для родителей и по 1 для педагогов в месяц) Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личного и профессионального роста. Психологическое просвещение и обучение. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно: актуализация и систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Обязательно: Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. « примерный перечень»). Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей актуальности рассматриваемых тем для родителей.(см перечень тем) Источником дополнительного консультирования является создание информационных уголков, стендов, папок передвижек по типу «Советы педагога-психолога» Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы. Примерный перечень тем для психологического просвещения педагогов: Психофизиологические особенности детей каждой взрослой группы. Закономерности развития детского коллектива. Особенности работы педагога с проблемными детьми. Стили педагогического общения. Психологические основы работы с семьей. родителей (законных представителей): Адаптация ребенка к ДОУ. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее. Воспитание произвольности поведения и управляемости. Психологическая готовность к обучению. Половое воспитание и развитие.